Войти | Регистрация | Вход необходим для полного использования сайта
 +15.3 °C
Иногда то, чего мы боимся, менее опасно, чем то, чего мы желаем.
(Коллинз)
 

Тематика: Чувашский мир

ЯНВ
26

Почему чуваш – Нечуваш (часть 1)
 Елена Енькка | 26.01.2020 14:55 |

Личное мнение Чувашский мир

точнее, почему чуваш не желает быть чуваш. Это нежелание проявляется, прежде всего, в виде двух фактов:

1. Уменьшение количества людей обозначающих свою этничность как чуваш. Результаты переписи 2002 года, по сравнению с 1989 годом, известны – уменьшение количества чувашей примерно на 200 тысяч человек, в основном, за счет населения вне территории Чувашии. Возможно, что на этот процесс повлияло снижение рождаемости, но помимо этого, имеется явление, называемое деэтнизацией. К примеру, официальные данные по переписям 2002, 2010 годов по нашей республике:

Количество рождений у чувашей и татар выше, чем у русских женщин, но увеличение количества малышей за эти годы выше у русских, чем у чувашей и татар.

2. Уменьшение количества людей владеющих чувашским языком. Вот динамика выпуска чувашского букваря для первоклассников чувашских школ (сельских школ). Эти цифры легко проверить в библиотеках, тираж обязательно указывается в конце книги.

Количество детей для которых чувашский язык – родной, за годы сущестовования Чувашской Республики, уменьшилось, примерно, в 10 раз.

Далее...

 

Торжественная часть

16 января 2020 года чувашская общественность отметила 80-летие учёного-филолога, педагога, поэта, общественного деятеля Виталия Станьяла.

Торжественное собрание проходило в Чебоксарах в актовом зале Национальной библиотеки ЧР. Помещение оказалось переполненным. Сводных мест не было. Некоторые стояли у стен. Библиотекари заносили дополнительные стулья.

В зале была развёрнута экспресс-выставка книг Станьяла. К юбилею вышли и новые издания: сборник его стихов на чувашском языке «Ӗмӗр иртет те, кун юлать» (Век проходит, дни остаются) и другие.

Юбиляра поздравил глава Чебоксарского района ЧР Николай Хорасев.

Вице-президент Чувашского национального конгресса Тимер Тяпкин передал поздравление Станьялу от президента ЧНК Николая Угаслова. Тяпкин сообщил, что юбиляра поздравили председатель Госсовета ЧР Альбина Егорова и министр культуры, по делам национальностей и архивного дела ЧР Константин Яковлев.

Далее...

 

Личное мнение Чувашский мир

В мире много вариантов празднования Нового года. Один из многих праздников- чувашский Сурхури. У древних народов природные явления имели огромное значение в жизни. Самыми важными были Луна, Солнце и звезды. После летнего солнцестояния световой день уменьшается, а с начала осени уже существенно сокращается сила Солнца и ночи становятся все длиннее, то есть тьма все увеличивается и медленно достигает своей вершины в конце декабря когда происходит зимнее солнцестояние. В тюркских языках "хора, «кара» - "темно" и таким образом можно полагать, что сегодняшнее значение в слове сурхури,"хури" скорее всего означает "темноту",а "сор" означают вершину тьмы или переворот тьмы . В чувашском и в тюркских языках "сӑрт"это вершина,возвышенность и высокая точка.

Для того чтобы узнать как могли праздновать предки чуваш праздник Сурхури надо обратиться к истории.

В старинных источниках указано, что кочевники, в их числе древние болгары и венгры , зажигали большие костры и отмечали разными обрядами зимнее солнцестояние – Карачун.

Далее...

 

Чувашский мир
Встреча чувашских старейшин с татарскими журналистами. Чебоксары. 9 января 2020 г. Фото автора
Встреча чувашских старейшин с татарскими журналистами. Чебоксары. 9 января 2020 г. Фото автора

В Чебоксарах в первый рабочий день нового года чувашские старейшины встретились с татарскими журналистами из Казани.

Гости познакомились с работой Центрального совета чувашских старейшин (ЦСЧС), интересовались причинами и подробностями скандала вокруг установки в Чебоксарах памятника Ивану Грозному в сквере имени Константина Иванова. Корреспонденты осмотрели и засняли объект преткновения.

Более подробно мы сообщим об этом позже.

Состоялось оперативное заседание актива совета под председательством Виталия Станьяла. Рассмотрены текущие вопросы.

Затем старейшины встретились с чувашскими библиотекарями, которые предложили свою помощь в организации и проведении Круглого стола, посвящённого 80-летию Виталия Станьяла.

Юбилейное мероприятие в честь чувашского ученого, педагога, поэта, известного общественного деятеля всего Чувашского мира Российской Федерации запланировано на 16 января в Национальной библиотеке ЧР. Начало в 14 часов.

 

Чувашский мир
Фото Николая Плотникова
Фото Николая Плотникова

Чувашская общественность в Чебоксарах отметила традиционный национальный праздник Сурхури. Его как всегда организовал Фонд поддержки чувашской культуры «Сувар», руководимый вице-президентом Чувашского национального конгресса (ЧНК) предпринимателем Тимӗром Тяпкиным.

Как обычно встреча известных представителей чувашской интеллигенции и активистов проходила в кафе национальной кухни «Ҫӑлкуҫ» (Родник) в особняке ЧНК.

Праздник открылся гимном чувашских землепашцев «Алран кайми аки-сухи» (Неразлучные с нами плуг и соха). Сородичей поздравил народный художник Чувашии Праски Витти.

Чувашские старейшины поблагодарили адвоката Евгения Райкова, который квалифицированно и эффективно защитил в суде экс-полпреда Чувашии в Москве Леонида Волкова. Райкову вручён подарок — книга «Чуваши: этническая история и традиционная культура».

Чувашское землячество Москвы и товарищество офицеров, ыходцев Чувашии наградило главного редактора Чувашского народного сайта Николая Плотникова медалью за активную и плодотворную работу.

Известный мастер чувашских народных инструментов и музыкант Николай Фомиряков исполнил народные мелодии.

Далее...

 

Личное мнение Чувашский мир

(К 70-летию Михаила Воробьева)

В историю чувашского нонконформизма Михаил Воробьев вписал яркие страницы. Перестройка в СССР, принесшая в нашу жизнь свободу слова, давшая толчок к развитию инициативы, творческой мысли, позволила ему проявить свой бунтарский дух, который, скорее всего, восходит к воспетому Геннадий Никандровичем Волковым красночетайскому духу (родители Воробьева из деревни Тралькасы Красночетайского района).

Михаил Николаевич попал в поле моего зрения в 1989 году. Меня, выпускника русского отделения Историко-филологического факультета Чувашского государственного университета (1987), воспитанного на высокой классике, не удовлетворяла официальная чувашская культура. Моя душа жаждала другой чувашской культуры – по-настоящему правдивой, подлинной, глубокой, уходящей своими корнями в Великую Тайну Бытия… Этим же был занят и Воробьев. Мы не могли не встретиться. Я сразу же понял, что он не лже-пассионарий типа Станьяла-Тургая-Тяпкина-Мустаева и иже с ними, что он носитель каких-то древних чувашских стихий бунтарства – куштан чӑваш, кутӑн чӑваш… Человек, за которым стоят такие силы, не мог не стать моим героем.

Далее...

 

Из архива краеведа

Следопытские пути университетского литературного объединения «Сильзюнат» лежали по всем весям чувашского мира от Болгарии до Камчатки. В Чувашии и в диаспоре нет ни одного района, где бы сильзюнатцы не проводили литературные поиски и свои находки не использовали в докладах на семинарах и конференциях, курсовых и дипломных работах.

У меня в архиве сохранилось несколько материалов с того времени. Один из них – портрет 1937 года чувашского писателя Спиридона Шыпчыка, уроженца села Янгорчино Вурнарского района Чувашии, родившегося 28 декабря 1897 года. Картина написана его другом, художником, подписавшим работу «Рисовал Филиппов В.А., 1937 г.: начало ........».

Как дорогую реликвию бережно хранила портрет отца дочь писателя Мария Спиридоновна. Мне картина подарена ее мужем Михаилом Федоровичем Федоровым в деревне Хорнзоры Вурнарского района 18 марта 1978 года с просьбой беречь до нужного случая.

Надеялся поместить портрет видного юмориста в собрание его избранных сочинений, но папки с рукописями Ивана Мучи и Спиридона Шыпчыка осталась лежать втуне, потому что большой энтузиаст литературной пропаганды писатель Петр Ялгир чуть раньше издал сборник своего земляка «Кӗттерекен хӑна» («Гость, заставляющий долго ждать»), а вскоре сатира и юмор, басни и фельетоны корифея чувашской сатиры Ивана Мучи, его подручных Спиридона Шыпчыка («в кузнице журнала «Капкан» иванмучиевского второго молотобойца»), Марка Аттая, Николая Евдокимова, Федора Ванина и других юмористов прорабам перестройки оказались не нужными.

Далее...

 

Личное мнение Чувашский мир

Заметки секретаря с заседания общественного объединения

 

В Национальной библиотеке республики в Чебоксарах под председательством Виталия Станьяла состоялось заседание Центрального совета чувашских старейшин (ЦСЧС).

Об угрозе строительства крупного свинокомплекса у «Чувашской Мекки» в Башкортостане

Несмотря на протесты чувашского населения у села Слакбаш (чув. Слакпусь) и других соседних деревень Белебеевского района Башкортостана начинается строительство крупного свинокомплекса.

- В прежние годы я вместе со студентами Чувашского госуниверситета пешком исходил святые для нас места, - заявил председатель ЦСЧС Станьял. - Здесь родились и творили чувашские поэты-классики Константин Иванов и Яков Ухсай. Сюда приезжают чувашские паломники из других регионов Российской Федерации.

В округе бьют родники. Они дают начало реке Слак. Всё это сейчас под угрозой загрязнения отходами производства планируемого свинокомплекса. Местные власти дали согласие на строительство.

Далее...

 

Личное мнение Чувашский мир

(выпуск №7, фрагмент рукописи монографии)

Историку, знатоку истории Чувашии 19 века, Геннадию Николаеву посвящаю на предмет критического чтения

ОБ ИСТОРИЗМЕ «НАРСПИ» И О РОССИИ – ТЮРЬМЕ РУССКОГО НАРОДА

Заголовок многим покажется необычным, но он не случаен.

В 4-ом выпуске серии статей, опубликованных на данном портале, и монографии «Поэтика Константина Иванова» говорилось о том, что в «Нарспи» присутствует внеисторическое изображение селения Сильби, говорилось о том, что Сильби - есть пространство существования сакрального Мира Чувашей во внеисторическом и внегеографическом проявлении. Конкретизация же пространственно-временных параметров не позволила бы реализовать модель обобщенно-идеальной действительности единственно верного, единственно правильного СИЛЬБИЙСКОГО ЧУВАШСКОГО МИРА

АВТОР «НАРСПИ» - «КУЛАЦКИЙ ПОЭТ»…

Оценка произведения ее первыми критиками-марксистами сводилась к резкому неприятию именно идеализации чувашского Сильби.

  • Вплоть до сороковых годов критика резко осуждает автора поэмы, не являющегося борцом против социальной несправедливости.

    Далее...

 

Личное мнение Чувашский мир

Венок сонетов

1.

Кто вы, чуваши? – вдруг возник вопрос,

Я без задумки, вроде бы ответил;

Болгары – отвечаю на запрос,

И собеседник согласится, с этим…

 

Согласен он; засомневался сам -

Уж так ли все тут ясно однозначно?

«Виръяльский» я – если судить по нам,

Ответ мой прозвучит не так удачно.

 

Не черемис ли, «верховой» чуваш,

Вопрос не снят - тут кроются сомнения;

Решишь ли здесь вопрос, возникший наш,

Как будто бы, по результатам прений.

 

Пока на жизни все не отражалось -

Таким вопросом мы не задавались.

 

2

Таким вопросом мы не задавались,

И, слава Богу, что едины мы!

Еще с одним вопросом бы занялись –

И так нам есть чем, занимать умы.

 

Однако ж, кто же мы, на самом деле,

Чтоб без сомнений прозвучал ответ?

Чтоб знать без «политических качелей»,

Лишь точный исторический портрет.

 

Хотел бы знать, без всякой перетряски

«Виръяльцы», «анатри» - один народ?

Далее...

 

Страницăсем: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, [11], 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, ...36
Orphus

Баннеры

Счетчики

0 Флудильня (чат)

Опрос

Как часто вы покупаете продукцию местного производства?
Выбирал бы местное, если бы был широкий выбор
Если бы повыше качество, выбирал бы местное
Я не обращаю внимания на данный факт
Стараюсь выбирать продукцию из крупных производителей, а не местных
Стараюсь делать выбор в пользу них